АНАЛИТИКА И КОМЕНТАРИИ

ЧИТАЙ ДАЛЕЕ:ПОЛИТИКА И РЕГИОН

АРЦАХ
ГОСТЬ ГАЗЕТЫ "АЗАТ АРЦАХ" - ПРЕЗИДЕНТ НКР АРКАДИЙ ГУКАСЯН
Данное интервью Со 2 президентом НКР, в связи с последними событиями в Закавказье показалось нам очень актуальным и мы решили его поместить, хотя прошло почти 3 года, но как известно, меняются время, люди, но не некоторые политики и их догмы!......(Двойные стандарты и паритеты)!Хочеться надеяться, что в ближайшее время, у нас появиться возможность побеседовать и с нынешним президентом НК Бако Исаакяном. А читателям скажем, что без пушек и бомб Карабах признали уже почти 7 стран мира-представительства Арцаха имеються в США, Франции, Ливане, Бразилии, Арабских Эмиратах...(Без ложной скромности скажу что в этом эсть быть может и маленькая заслуга автора этих строк).Ибо старая поговорка гласит: не имей сто рублей, а имей сто друзей!Умей преподносить себя и людей, так как бы ты сам хотел что б относились к тебе и оценивали себя и тебя самого, тогда всё получиться, мы в этом просто уверены, миролюбивая палитика нашей страны дала свои миролюбивые всходы, надеемся и в дальнейшем, что этот процес будет продолжаться! На этой строницы мы намерены и дальще публиковать, всё то, что касаеться АРЦАХА, его жизнедеятельности, людей...Дабы хоть немного сломать тот информационный стереотип и вааукум, кторый имеется, в часнтности, и у россиского читателя!.....Сеодня НКР, одна из стабильных, спакойных и быстроразвивающехся малых стран мира, среди, так называемых непризнаных государвст, а потому заслуживает внимания и уважения среди вас читатели и посетители.
Галине Айрапетова, журналист.
(Помещено c сокащениями)
- Господин Президент, Вы верите в международное признание Нагорно-Карабахской Республики?
Марат Захарян, врач, Калининград.

- Безусловно. Когда наш народ 15 лет назад высказался на референдуме за независимость Нагорно-Карабахской Республики, он, в первую очередь, думал о своем будущем, а не о возможной реакции международного сообщества. Независимая от Азербайджана НКР – это не самоцель, а единственное условие существования народа Нагорного Карабаха на земле своих предков, его развития и процветания. Мы четко осознавали, что международное признание НКР – это долгий и крайне тяжелый путь, к тому же зависящий от происходящих в нашем регионе процессов по формированию нового геополитического расклада сил. Но в конечном итоге все зависит от нас – от нашей воли, терпения, умения преодолевать трудности, от нашей сплоченности и твердости, самодостаточности и готовности строить правовое государство. Нагорно-Карабахская Республика де-факто состоялась, и это признают многие в мире. Мы смогли не только отстоять нашу независимость в навязанной нам Азербайджаном войне, но и в сравнительно короткий исторический срок преодолеть ее последствия и построить государство, которое по многим параметрам, в том числе по уровню демократизации общественно-политической жизни, оставило далеко за собой Азербайджан.

- Уважаемый господин Президент, как бы Вы прокомментировали недавнее высказывание американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзы о том, что участие или неучастие Нагорного Карабаха в переговорном процессе зависит от воли Армении и Азербайджана?
Галина Айрапетова, журналист, Армения.

- Против участия Нагорного Карабаха в переговорах как стороны конфликта выступает исключительно Азербайджан. Баку предпочитает иметь дело с Ереваном с целью трансформирования проблемы самоопределения народа Нагорного Карабаха в плоскость территориальных притязаний Армении к Азербайджану. К сожалению, международные посредники пошли на уступку азербайджанской стороне, дабы не дать затухнуть мирному процессу. Но, уверен, эта уступка носит временный характер. В документах Будапештского (декабрь 1994 года) саммита СБСЕ карабахская сторона фактически признана полноправной стороной конфликта. Кроме того, есть вопросы, которые без нашего участия просто не решить. И таких вопросов не один и не два. Это обстоятельство сполна осознается всеми сопредседателями МГ. Кстати, когда Азербайджан оказывался в трудной ситуации во время войны, Баку напрямую контактировал со Степанакертом. У нас имеется солидная папка соответствующих документов.

- Господин Гукасян, неужели на свете есть армянин, кто думает, что Азербайджан когда-нибудь откажется от Нагорного Карабаха? Неужели в Степанакерте хотят войны? Ведь азербайджанская армия уже не та, что была в 1992 году.
М. Ахмедов, Баку.

- Отвечу в Вашем стиле. Неужели есть на свете азербайджанец, кто думает, что карабахские армяне когда-нибудь согласятся вернуться в подчинение Баку? Неужели в Азербайджане хотят войны? Ведь карабахская армия тоже далеко не та, что была в 1992 году. Войной проблему не решить. К сожалению, Вы, господин Ахмедов, являетесь типичной жертвой азербайджанской пропаганды, которая отрицает право народа Нагорного Карабаха на самоопределение – право, которое сегодня признают также международные посредники в лице сопредседателей Минской группы ОБСЕ, представляющих ведущие мировые державы – США, Россию и Францию. Надо искать разумные компромиссы, без чего достичь урегулирования невозможно. А надежда на военный бюджет, надежда на реванш – это плохая, я бы сказал, самоубийственная надежда. Азербайджан всегда многократно превосходил Нагорный Карабах и в живой силе, и в военной технике. Однако результаты развязанной вами войны хорошо известны. Не лучше ли официальному Баку прекратить вводить в заблуждение свою общественность и пойти на естественные прямые контакты со Степанакертом? Ведь многие вопросы мы и впрямь в состоянии решить за столом переговоров.

- Товарищ Гукасян, мир никогда не признает независимость так называемой НКР. Все равно Азербайджан вернет себе Карабах. Не лучше ли согласиться на это сразу? Вы же не будете отрицать, что неразрешенность проблемы тормозит экономическое развитие Армении?
Л. Сеидова, Гянджа.

- Уважаемая г-жа Сеидова, карабахские армяне избрали путь независимости для того, чтобы сполна реализовать свои права и свободы, которые грубо попирались руководством Азербайджана. Время показало, что мы были правы и избрали верный путь. Посмотрите, как сегодня ведут себя власти вашей страны по отношению к армянам Нагорного Карабаха. Они грозят покончить с нами, если мы не согласимся вернуться в состав Азербайджана. Разве это серьезно? Разве цивилизованные руководители призывают соседей к совместному проживанию в одном государстве угрозами и шантажом? Народ Нагорного Карабаха не питает ненависти к азербайджанскому народу. В вашей республике ситуация кардинально противоположная. В Азербайджане на государственном уровне культивируется ненависть к армянам. Одним из подтверждений тому является то, что в Азербайджане нагорно-карабахский конфликт преподносится как армяно-азербайджанский конфликт. Если у Вас появится желание посетить Нагорный Карабах, Вы могли бы воочию убедиться в том, что свободы слова и всего того, что в совокупности называют демократией, у нас гораздо больше, чем в вашей стране. А ведь нас, в отличие от Азербайджана, никто в мире не заставлял и не заставляет придерживаться норм демократического сообщества или проводить выборы в соответствии с европейскими стандартами. Но мы вопреки всему, в том числе протестам вашего руководства, демократизируем наше общество, хотя и находимся под постоянными угрозами бакинских властей начать новую войну против Нагорного Карабаха. И делаем это потому, что демократия прежде всего нужна нам, народу НКР. Заверяю Вас, что о происходящих у нас позитивных переменах хорошо осведомлены в мире. Не случайно с каждым годом растет число наших зарубежных друзей и доброжелателей. Что касается перспективы нашего признания, то, в отличие от Вас, я более высокого мнения о международном сообществе. Об Армении же Вам беспокоиться, наверно, не стоит. Подумайте лучше о том, в какую пропасть ведут вас ваши власти.

- С первого же дня прихода к власти президент Азербайджана Ильхам Алиев чуть ли не ежедневно говорит о способности его страны решить карабахскую проблему силовым путем. Считаете ли Вы, господин Президент, такой сценарий реальным? М. Акопян, Тбилиси.

- Возобновление военных действий, конечно, полностью исключать нельзя. Однако я не думаю, что азербайджанская сторона пойдет на столь самоубийственный для нее шаг. Мы уже привыкли к всевозможным шантажам бакинских властей. Сегодня они хотят запугать нас ростом военного бюджета Азербайджана, который обеспечивается денежными поступлениями от продажи нефти. Однако такая политика бесперспективна. Во-первых, если Азербайджан все же решится на войну, во что верится с трудом, то получит достойный отпор с весьма печальными последствиями для этой страны. Во-вторых, силовой путь представляется нереальным и по причине незаинтересованности мировых и региональных держав в дестабилизации ситуации в регионе в том числе в связи с реализацией здесь нефтяных проектов, в которые Запад вложил огромные финансовые средства. В-третьих, не желает войны и само азербайджанское общество, пострадавшее от боевых действий 1992-1994 годов. О войне в Азербайджане говорят лишь те, кто не знает, что это такое, и кто, в случае ее развязывания, наверняка, не будет воевать. Если Вы заметили, как правило, наиболее агрессивные призывы озвучивает сидящая в теплых креслах так называемая азербайджанская элита, которая, не сомневаюсь, подготовила «запасные аэродромы» для своих детей и родственников. Если бы Азербайджан был демократической страной, наверное, народ сполна спросил бы со своих руководителей – бывших и нынешних: до каких пор он будет использоваться в качестве пушечного мяса? Я считаю, думать и говорить о развязывании войны аморально. Жизнь доказала - силовым путем проблему Нагорного Карабаха не решить.
- Уважаемый господин Президент, я хочу сказать, что есть люди, которые привыкли смотреть на все сквозь темные очки. Как можно отрицать, что жизнь в Карабахе улучшилась. Кто мог, к примеру, лет 8-10 тому назад подумать, что в Степанакерте даже будут соревноваться лучшие шахматисты мира? По крайней мере, из всех приезжающих в Арцах зарубежных гостей, только азербайджанцы говорят, что у нас плохо. И то они кривят душой, поскольку им обидно, что мы без них достигли таких успехов. Хотелось бы знать, как в дальнейшем будет развиваться Карабах?
Арсен Арустамян, офицер Армии обороны НКР.

- Спасибо за добрые слова. Я с Вами полностью согласен: нужно уж очень захотеть, чтобы не замечать происходящих в НКР позитивных перемен. Навязанная Азербайджаном война нанесла колоссальный урон экономике нашей республики, уничтожив практически всю ее инфраструктуру. Кроме того, народное хозяйство НК советского периода, на которое часто ссылаются при сравнении с нынешним положением, имело совершенно иную направленность, было плановым и полностью зависело от Азербайджанской ССР. Поэтому после войны НКР должна была развивать свою экономику в совершенно ином направлении, причем, фактически с нуля. Таковы были наши стартовые позиции, и если исходить из них, то темпы послевоенного экономического роста более чем обнадеживающие. Так, с начала 1995 года ежегодный рост внутреннего валового продукта стабильно держится на отметке в среднем 10 процентов. За это время денежные доходы населения увеличились без малого в 8 раз. В целом, в послевоенные годы в НКР за счет всех источников финансирования построено 50 новых школ, а в 64-х произведены ремонтно-восстановительные работы, еще 7 школ находятся в процессе строительства. Введено в строй более 170 км газопроводов высокого и 250 км среднего давления, а также порядка 380 км низкого давления, в результате чего завершена газификация городов Степанакерт, Аскеран, Мартуни, Шуши и 43-х сел. Полную газификацию НКР планируем завершить в ближайшие несколько лет. За рассматриваемый период общая протяженность построенных магистральных автодорог превысила 250 км. В столице и райцентрах республики завершены строительные работы по благоустройству центральных улиц общей протяженностью порядка 120 км. Более чем в 80 населенных пунктах по всем источникам финансирования осуществлены строительные работы по нормализации водоснабжения. Благодаря созданию привлекательного инвестиционного климата, только за последние 7 лет объем иностранных инвестиций в нашу республику превысил 80 млн. долларов США. Это значительная сумма. Но и этого недостаточно для окончательного становления карабахской экономики и решения всего комплекса существующих социальных проблем. К сожалению, в силу своей непризнанности, НКР пока лишена возможности получать инвестиции от международных финансовых структур, а потому мы обязаны и далее развивать частный сектор экономики, что позволит создать новые рабочие места, поддерживать малый и средний бизнес – по моему глубокому убеждению, основу экономического развития страны. При этом, руководство НКР делает и будет делать все возможное для смягчения трудностей социально-экономической трансформации, с которыми сталкиваются наши граждане на этом переходном этапе.
Сейчас просто не хочется омрачать людям праздник.

- Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить Вас, многоуважаемый Аркадий Аршавирович, за то, что Вы сделали для меня и моей семьи. …
- Вот благодарить меня не надо. И то, что пришлось Вам пережить, свидетельствует о том, что некоторые наши госчиновники проявляют в работе с людьми преступное бездушие, черствость, полное безразличие к проблемам рядовых граждан...

КАРАБАХ – ДИАСПОРА.
- Уважаемый господин Гукасян, мы, зарубежные армяне, внимательно следим за событиями в Нагорном Карабахе, искренне радуемся успехам арцахцев в военном строительстве, экономике, социально-культурном и духовном развитии. Успехи Арцаха и Армении вселяют в нас чувство гордости за историческую Родину, за то, что мы армяне. Я полностью согласен с Вашими словами о том, что совместными усилиями Армении, Арцаха и Диаспоры наш народ способен достичь любых поставленных перед ним целей. И все же, наверняка, имеются приоритетные для НКР задачи, в выполение которых могла бы внести свой вклад Диаспора.
К. Ерзнкян, США.

- Безусловно. Мы, арцахцы, глубоко признательны Диаспоре за неоценимую помощь, постоянно оказываемую нам в обустройстве нашей молодой страны. Благодаря нашему тесному сотрудничеству с Диаспорой в Нагорном Карабахе построены сотни километров автодорог, десятки школ и других объектов социального назначения. Вместе с тем настало время также для равноправного и взаимовыгодного сотрудничества между Арцахом и Диаспорой, хотя этим я отнюдь не умаляю значимость оказываемой нашими зарубежными соотечественниками Нагорному Карабаху гуманитарной помощи. Думаю, что представители Диаспоры, в первую очередь, из США и Франции, где традиционно сильно влияние армянской общины на официальные круги этих стран, могли бы оказать нам эффективное содействие и в политической сфере, а именно – в достижении международного признания Нагорно-Карабахской Республики. Убежден, что за 15 лет своего существования народ НКР сполна доказал свое право на собственное независимое государство. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить всех тех, кто внес свою лепту в возрождение Арцаха.
О ПРЕЗИДЕНТЕ.

- Уважаемый Аркадий Аршавирович, как Вы проводите время вне президентского кабинета?
Н. Апресов, учитель, Краснодарский край.

- К сожалению, у меня мало свободного времени. Допоздна засиживаюсь на работе. Если удается выкроить свободное время, уделяю его семье, занимаюсь спортом, читаю.
- Каким Вы представляете себе Нагорный Карабах еще через 15 лет?
А. Морозова, студентка, Санкт-Петербург.

- Я вижу НКР процветающим государством с динамично развивающейся экономикой и социально обеспеченным населением. Верю, что к этому времени Нагорно-Карабахская Республика получит международное признание и займет достойное место в общеевропейской семье государств. Надеюсь, что нашим детям не придется столкнуться с теми трудностями, через которые прошли мы.
ИНТЕРВЬЮ ПРЕЗИДЕНТА НАГОРНО-КАРАБАХСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АРКАДИЯ ГУКАСЯНА
испанской газете EL PAIS и ИА REGNUM

Г-н Гукасян, спасибо за согласие ответить на наши вопросы. Назовите, пожалуйста, самые острые на данный момент внешнеполитические и внутриполитические проблемы Нагорного Карабаха.

Во внешнеполитической сфере наиболее серьезной проблемой является непризнанность Нагорно-Карабахской Республики, что, естественно, мешает нам решать целый ряд проблем, в том числе внутриполитических и экономических. Сегодня мы находимся вне переговорного процесса. Его, как такового, и нет: имеют место встречи на уровне президентов Армении и Азербайджана, министров иностранных дел этих стран, однако они не могут заменить полноценный переговорный процесс в рамках Минской группы ОБСЕ. Тем более, что согласно Будапештскому саммиту ОБСЕ 1994 года сопредседателям поручено вести переговоры со всеми сторонами конфликта, что сегодня не делается. А когда нет переговорного процесса, то угроза возобновления военных действий усиливается.

На сегодня практически нет каких-либо контактов с Азербайджаном. И не только на официальном уровне. К сожалению, нет контактов на всех других уровнях: практически не общаются журналисты, неправительственные организации, депутаты, население. А ведь даже в годы войны контакты были. Иными словами, если сравнить нынешнюю ситуацию с той, которая существовала в годы военных действий, то сегодня гораздо больше ненависти, больше угроз и непонимания между сторонами. Ведется активная враждебная пропаганда. В частности, в азербайджанских средствах массовой информации культивируется образ армянина-врага, что, естественно, не способствует налаживанию контактов. То есть отсутствует атмосфера доверия. В этих условиях очень сложно рассчитывать на урегулирование конфликта. Если в годы войны Азербайджан активно шел на контакты с Нагорным Карабахом, очень часто подписывая соглашение о прекращении огня без участия Армении, встречались даже полевые командиры, договариваясь о том, чтобы не стрелять по позициям друг друга, то сегодня практически нет никакого общения. Это настораживает.

Другой серьезной проблемой для нас остается блокада. В блокаде находится и Армения, но для Нагорного Карабаха - это двойная блокада, потому что у нас нет железной дороги, авиасообщения с внешним миром. Думаю, Баку сегодня добивается следующего - чем хуже Карабаху, тем лучше Азербайджану. И там всячески пытаются воспрепятствовать любым контактам Нагорного Карабаха с внешним миром.

Карабахская сторона раньше участвовала в переговорном процессе. Почему она сегодня вне данного процесса?

Нагорный Карабах признан стороной конфликта и в качестве стороны конфликта всегда участвовал в переговорах. Повторяю, сегодня переговорного процесса нет. Начиная с 1992 года шел активный переговорный процесс в рамках СБСЕ (ОБСЕ). Нагорный Карабах участвовал во всех переговорах. С 1998 года переговорный процесс практически прекратился.

Сегодня ведется челночная дипломатия: сопредседатели Минской группы ОБСЕ приезжают в регион, консультируются со сторонами конфликта. Но процесс, как таковой, отсутствует. Вне рамок этого процесса встречаются представители Армении и Азербайджана. Почему мы вне переговоров? Это каприз Баку, который с некоторых пор стал настаивать на том, чтобы вести переговоры только с Арменией. Почему Азербайджан поступает так? Он старается выставить Армению в качестве агрессора, показать, что все его проблемы связаны не с Нагорным Карабахом, а Арменией, и в отношении нее должны быть применены санкции и т.д. Другими словами, Азербайджан занимается пропагандой.

Что сегодня необходимо для возобновления переговорного процесса?

Участие Нагорного Карабаха в переговорном процессе. У меня такое впечатление, что Баку не хочет урегулирования конфликта. Азербайджан надеется на то, что время работает в его пользу и питает иллюзии относительно того, что у него есть нефть, что он завтра разбогатеет, накачает мускулы, усилит армию и уничтожит Нагорный Карабах. Потому Азербайджан и не собирается активно участвовать в переговорном процессе. Проблема на сегодня заключается в этом, потому что урегулирование - это всегда риск: невозможно получить 100% того, о чем мечтаешь. Азербайджанское руководство не готово взять на себя этот риск. А что касается экономического потенциала, то я не думаю, что это является решающим условием победы в войне. Только экономический потенциал ничего не решает. Когда Азербайджан начинал войну против Нагорного Карабаха, то и тогда он имел значительно больший экономический потенциал, но результат войны вам известен.

Вы готовы возобновить переговорный процесс с Азербайджаном без Армении?

Мы можем говорить с Азербайджаном и с участием Армении, и без нее. Нагорный Карабах обязательно должен участвовать в переговорном процессе. Поскольку Армения также является стороной конфликта, наверное, было бы логичнее, чтобы в переговорном процессе принимала участие и она. Правда, Армения - вовлеченная сторона конфликта, а основными сторонами конфликта являются Нагорный Карабах и Азербайджан. И стремление Баку говорить только с Арменией означает, что он не собирается урегулировать конфликт и занимается сугубо пропагандистской деятельностью.

Почему Армения согласилась вести переговоры с Азербайджаном?

Поскольку Азербайджан сегодня категорически отказывается говорить с Нагорным Карабахом, то Армения, по всей видимости, исходит из того, что лучше плохие переговоры, чем их отсутствие вообще. Ибо альтернативой переговоров является война. При этом, думаю, все понимают, что Армения не может брать на себя функции Карабаха. То есть существуют вопросы, которые практически невозможно решить без Нагорного Карабаха, и сегодня все осознают, что рано или поздно Карабах вернется в переговорный процесс. Кстати, Азербайджан также не отрицает этого, утверждая, что если он договорится с Арменией о некой формуле урегулирования, то тогда подключится и Карабах. Но это нелогичная позиция: а вдруг данная формула не устроит нас, если даже они договорятся? Поэтому мы исходим из того, что если хотим урегулировать конфликт, то должны иметь реальный формат переговоров.

Абсурдность ситуации заключается в том, что мы пытаемся лечить болезнь, не поставив диагноз. До сих пор нет однозначного понимания того, что это за конфликт. Это - вопрос самоопределения, это - конфликт между народом Нагорного Карабаха и властью Азербайджана, или это - конфликт между Арменией и Азербайджаном? То есть налицо попытка лечить болезнь без диагноза. Это крайне абсурдная ситуация. Азербайджан поставил перед собой задачу шантажировать мировое сообщество, отвлечь внимание от того, что на самом деле происходит в этом регионе.
Существует мнение, что де-факто Нагорный Карабах функционирует как регион Армении...

Это неверное понятие. Мы - независимое государство. У нас свое правительство, свой парламент, своя судебная система, своя прокуратура, своя полиция. Другой вопрос, что мы осуществляем экономическую интеграцию с Арменией. К примеру, одним из элементов такой интеграции является таможенная система. Налоговая система у нас своя, а таможенная служба - единая с Арменией. Мы заинтересованы в этом, поскольку весь груз поступает в Нагорный Карабах через Армению, у которой имеются и аэропорт, и железная дорога. У нас имеется договоренность с Арменией, согласно которой действующие в Карабахе фирмы выплачивают практически все косвенные налоги в бюджет Армении, а она затем возвращает нам наши деньги. Это примерно та сумма, которую мы получаем от Армении в качестве межгосударственного кредита. То есть впечатление, что это Армения содержит Нагорный Карабах, что бюджет НКР формируется из вливаний со стороны Армении на самом деле неверное. А помощь Армении составляет несколько миллионов долларов. Все остальные вопросы Нагорный Карабах решает самостоятельно. У нас свои законы, своя структура власти. Вот сейчас мы принимаем конституцию, которая будет отличаться от конституции Армении.
Что объединяет все непризнанные республики, что у вас общего?
Реализация права на самоопределение, борьба за право жить так, как хотят наши народы. Наши конфликты имеют и общие черты, и различия.
Например...
В контексте карабахского конфликта можно сказать, что на протяжении 70 лет советской власти в Нагорном Карабахе осуществлялся геноцид армянского народа. Я не могу утверждать, было ли такое в Приднестровье, Абхазии или Южной Осетии, но в Нагорном Карабахе осуществлялся "белый геноцид", который преследовал цель выжить армян из края.
Нагорный Карабах был включен в состав советского Азербайджана абсолютно незаконно - его судьбу решила коммунистическая партия третьего государства. Иными словами, Нагорный Карабах де-юре никогда не входил в состав независимого Азербайджана. Мы вышли из состава советского Азербайджана согласно всем международным нормам и действовавшей в тот период конституции Советского Союза. Эти факты неоспоримы.
В сравнении со всеми "непризнанными" республиками постсоветского пространства у нас была наиболее жестокая война. Она и по времени длилась больше, и по качеству военных действий отличалась. У нас было гораздо больше жертв, чем на других войнах постсоветского пространства.

Чувствуются ли какие-либо изменения в позициях России в карабахском вопросе?

На сегодня нет отдельной позиции. Существует позиция сопредседателей Минской группы ОБСЕ - США, Франции, России, и все предложения - это совместные, согласованные позиции. Институт сопредседателей предлагает нам единый вариант.
В одно время Нагорный Карабах активно сотрудничал с другими непризнанными государствами постсоветского пространства. Сегодня он, кажется, как-то отстранился...
Это не совсем так. Мы по-прежнему активно контактируем со всеми непризнанными государствами, обмениваемся информацией...А в целом мы действуем, исходя из принципа целесообразности и соответствия интересам нашего государства и народа.
Как Вам кажется, в международных кругах растет понимание позиций Нагорного Карабаха?
Думаю, все уже понимают, что вернуть Нагорный Карабах в состав Азербайджана невозможно. И политические деятели, и дипломаты, занимающиеся проблемой Нагорного Карабаха, очень четко это осознают. В этом плане наблюдается заметный прогресс. Более того, сегодня имеются международные прецеденты (Косово, Черногория), которые работают в плане признания Нагорно-Карабахской Республики.
2006г.

Хостинг от uCoz